Премия Рунета-2020
Донецк
+15°
Boom metrics
Общество12 января 2021 10:10

В ДНР начал действовать Закон о личных подсобных хозяйствах. К чему готовиться владельцам подворий?

В январе представители местных властей обойдут частные домовладения
Владельцам подворий в городе и селе нужно быть готовым сообщить, какое у них личное подсобное хозяйство. Фото: МЧС ДНР

Владельцам подворий в городе и селе нужно быть готовым сообщить, какое у них личное подсобное хозяйство. Фото: МЧС ДНР

В ДНР до 20 января проведут учет всех личных подсобных хозяйств. Представители местных властей обойдут и опросят собственников. Коснется учет не только сельских жителей, но и тех, кто живет в городских частных домовладениях.

- Ко мне уже приходили, - говорит жительница Покровки Лидия. – Посмотрели домовую книгу. Интересовались, кто прописан и реально проживает. Какое у меня хозяйство, есть ли живность.

ОПРАВДАНА ЛИ ПАНИКА

Не все жители восприняли такие обходы спокойно. Припомнили советские времена, когда страной правил Никита Хрущев.

- Были несколько лет, когда людям приходилось свиней прятать, строили потайные комнаты в сараях, и налог на деревья был. Я вот держу живность, а деньги считаю до зарплаты. И как мне быть? - возмущается Мария Цырлина.

Впрочем, дончанам, которые имеют подворье, все-таки лучше сначала не возводить замки из версий и запугивать друг друга, а ознакомиться с законом. Дабы знать свои права и обязанности.

Так вот, 1 января вступил в силу Закон ДНР № 214-IIHC от 20.11.2020 «О личном подсобном хозяйстве». В документе говорится, что личное подсобное хозяйство (ЛПХ) — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Им хозяин (назовем его еще и частником) занимается индивидуально или вместе с семьей в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для этих целей. Причем ЛПХ ведется на площади не более 2 гектаров.

БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Считается, что частник работает на себя, а продукция является его собственностью. Очень важно - хозяин может продать излишки, не претендуя на ведение предпринимательской деятельности. Более того, вмешательство органов власти в деятельность частников не допускается. Ну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики. Власти в пределах своих полномочий все-таки будут контролировать, как хозяин подворья соблюдает строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и ветеринарные нормы.

Непонятно, как при посещении контролеров будет соблюдаться принцип: мой дом – моя крепость! Впрочем, в хату нет необходимости пускать посетителей, если вы там не держите свиней, гусей, кур и пчел.

Между прочим, ваши животные и птицы, а с ними и пчелиные семьи должны быть записаны в похозяйственные книги местных администраций. Как и личные данные владельца, членов его семьи. А еще сельхозтехника, оборудование и – понятное дело – транспорт. В книге учтут площадь земельного участка, занятого огородными посевами и насаждениями плодово-ягодных культур.

Мария Цырлина лишь гипотетически права, когда опасается возврата хрущевских времен с уничтожением скота и яблонь на подворьях.

- Власти не в состоянии сосчитать всех бездомных собак в Донецке, Макеевке и других городах, и за курами гоняться никто не будет. Хотя при желании могут обложить частников налогами за каждую хрюшку, курицу или яблоню. Это можно сделать через налоговое законодательство, подзаконные акты правительства и министерства доходов и сборов, – считает пожилой дончанин Андрей Бодров.

РЕГИСТРАЦИЯ НЕ ПО КАРМАНУ

Сейчас Бодров больше переживает по другому поводу – регистрации подворья. Повезло тем хозяевам, у которых участки были оформлены до 1 января 2021 года – теперь они могут использоваться в качестве личного подсобного хозяйства. Остальные частники должны пройти процедуру государственной регистрации прав на земельный участок. При этом регистрация ЛПХ не требуется.

- Оформление документов на участок и дом - очень недешевое и хлопотное занятие, - говорит Андрей.

Сам он с женой по выходным дням ездит на машине в шахтерский поселок, расположенный в 50 километрах от Донецка. Там дом с земельным участком, которые остались жене после смерти ее родителей. Наследство на хозяйство не оформляли. А домовладение используют под дачу. И таких городских дачников в поселке достаточно много.

- Также в поселке есть местные жители, у которых помимо своих домов еще по одному-два имеется. Поумирали родственники, или уехали подальше от войны в Россию и на Украину. Вряд ли кто-то из поселковых станет дополнительное хозяйство на себя оформлять. У людей попросту нет таких денег. И для последующей официальной продажи невыгодно, - делится Бодров.

Он говорит, что покупатели если и находятся, то за дом с участком предлагают от 40 до 100 тысяч рублей. Но не сразу – в рассрочку. Сложите ваши расходы на вступление в наследство, переоформление документов на собственность, различных договоров. А потом еще заплатите налог на продажу. Приплюсуйте затраты на поездки. Получится в остатке очень скромный доход. Если новый домовладелец еще и рассчитается с вами. Часто бывает, что после аванса остальные деньги приходится долго выбивать.

В более сложной ситуации окажутся те, кто вообще никак не сможет доказать свое право на дом с участком. К примеру, человек за небольшие деньги купил хозяйство у детей умерших владельцев. Те не оформляли наследство, и просто отдали документы вместе с ключами. А потом совсем уехали из Республики.

МНОГО ЗАБРОШЕННЫХ ХОЗЯЙСТВ

Андрей рассказывает, что возле их дома полно заброшенных хозяйств. Не все наследники захотели ими заниматься. Земля там поросла бурьяном, от домов остались одни развалины – «помогли» непорядочные соседи.

Бодров полагает, что если власти будут заставлять зарегистрировать их хозяйство, то придется его бросить.

- Нам дешевле купить овощи и фрукты на рынке, чем весну, лето и осень мотаться на машине в деревню. «Убиваться» там от зари до вечера. От такой дачной жизни удовольствие получают только фанаты, - делится дончанин.

Он считает, что число заброшенных хозяйств в Республике будет только расти. Стоит ли говорить о сельской местности, когда в городах рынок недвижимости «ниже плинтуса». Квартиры со всей обстановкой продаются в три-четыре раза дешевле, чем пустые до войны. А покупателей еще поискать надо.

- Если государство заинтересовано в сохранении частных подворий, то должно на какой-то переходный период ввести упрощенное оформление собственности со снижением размеров пошлин, - предлагает Бодров.

А КАК В РОССИИ?

Закон ДНР о личном подсобном хозяйстве во многом аналогичен с российским документом. Даже название одинаковое. Лишь отдельные положения и слова в законе переставлены местами – без изменения сути. А ограничения по площади хозяйств в РФ варьируются от 0,5 до 2,5 гектара в зависимости от региона. Стоит приглядеться: а как там, у наших соседей?

Российский юрист Алеся Кондратюк обращает внимание, что вести подсобное хозяйство должны только члены одной семьи – без привлечения наемных работников. Собственно говоря, закон пытается разделить тех, кто обеспечивает продуктами только себя, с теми, кто старается извлечь от этого прибыль.

Владельцы ЛПХ могут продавать излишки собственноручно произведенной продукции. При этом в их доходах должна отсутствовать систематичность и сознательная направленность на получение прибыли - главные признаки предпринимательской деятельности. В противном случае частнику придется оформляться в качестве индивидуального предпринимателя и платить налоги от продаж.

Это в теории. На практике нередко сложно установить грань между ЛПХ и предпринимательством. Даже до разбирательства в судах доходит. В России властям периодически приходится успокаивать огородников. Мол, никто не охотится на бабушек, торгующих укропом и клубникой возле автобусных остановок. А фискалы ведут борьбу с фермерами-нелегалами, у которых серьезный бизнес без оформления предпринимательства и уплаты налогов.

Впрочем, собственники подворий и так платят налоги – на землю и домостроения.

У налоговой могут возникнуть вопросы к частникам, которые привозят на рынок для продажи мясо, молоко или мед

У налоговой могут возникнуть вопросы к частникам, которые привозят на рынок для продажи мясо, молоко или мед

Фото: Юрий СОБОЛЕВ

КОГДА ВАС НЕ ТРОНУТ

Дончане Николай и Людмила Шаповаловы переехали в Краснодарский край за 10 лет до начала войны в Донбассе. Чтобы быть поближе к детям и внукам. Живут в поселке в частном доме. Налоги на землю и строения платят символические – у них, как пенсионеров, льгота. Держат живность – кур, гусей и кролей. Отчитываться перед государством за «дичь» и плодовые деревья не надо, как и за выращенные на огороде овощи и фрукты. Ничего на рынке не продают. Закон о ЛПХ практически никак не сказывается на жизни Шаповаловых.

- Сложнее тем нашим соседям, кто держит свиней и коров. У них возникают вопросы по регистрации в ветеринарной службе. Проблемы могут быть в случае продажи мяса и молока на рынке, – рассказывает Людмила.

Получается, что и жителям ДНР не стоит бояться возврата хрущевских времен. Или налогов - если хозяйство ведется только для личного потребления. Что касается продажи излишков, то пока в ДНР нет каких-то ограничений для владельцев подворий.

Под контролем налоговиков окажутся только те, у кого с десяток свиней или пчелиных семей, три-четыре коровы. Этим сельчанам придется доказывать, что держит большое хозяйство только для внутреннего потребления. В противном случае – регистрироваться в качестве физлиц-предпринимателей. Со всеми вытекающими последствиями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Донецк вернули техосмотр для автомобилей

А вместе с ним и медицинские справки для водителей (подробнее)