Премия Рунета-2020
Камчатка
-2°
Boom metrics

Toyota в России – как себя чувствует компания в нынешних рыночных реалиях и какие новинки ждать поклонникам марки в ближайшее время

Рассказываем об этом подробно в эфире программы «Дави на газ» на Радио «Комсомольская правда»
Заместитель директора департамента Маркетинга Toyota Дмитрий Агафонов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Заместитель директора департамента Маркетинга Toyota Дмитрий Агафонов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Антонов:

- В эфире наша традиционная рубрика «Дави на газ». Кирилл Бревдо, наш автообозреватель, в эфире. Заместитель директора департамента маркетинга Toyota Дмитрий Агафонов пришел к нам сегодня в гости.

Бревдо:

- Не просто Toyota, а Toyota Mutter, российское представительство Toyota. По-моему, очень скоро компания будет праздновать какой-то юбилей в России.

Антонов:

- Дима, тогда вам и рассказывать, что за юбилей, и как широко будете праздновать его.

Агафонов:

- На самом деле мы уже пересекли границу 15-летия компании в России, и произошло несколько важных мероприятий для Toyota Mutter в России, которые связаны с запуском новой модели в Санкт-Петербурге, с празднованием определенных результатов по объемам продаж достигнутых. 15 лет в России – важная отметка для любой компании, которая занимается крупным бизнесом.

Бревдо:

- Прошлый год слегка оживил автомобильный рынок. С 14-го года был такой планомерный спад, и тут – на тебе, в 17-м году продажи пошли вверх, и даже начало 18-го года выглядит тоже позитивным, хотя говорили, что не факт, что 18-й год повторит успех предыдущего. Готова ли оказалась Toyota к этому всплеску покупательской активности?

Агафонов:

- Да, мы как компания к этому всплеску подошли сразу с несколькими новинками и готовы клиенту, который решил-таки приобрести автомобиль, предложить сразу несколько новых моделей. Наверное, самой важной премьерой в текущем году будет новая Toyota Camry. Можем сказать честно, что спрос превышает предложение – и по модели Camry, и по RAV4, и по Prado, которую мы представили в конце прошлого года. Поэтому новинки готовы, клиенты есть. Есть даже некоторые очереди на автомобили.

Антонов:

- Тогда я буду спрашивать более конкретно. Новую Camry когда вы будете представлять? Понятно, что предзаказы уже открыты, а когда она появится у владельцев?

Агафонов:

- На самом деле предзаказы мы собирали с 2 апреля, и 20 апреля официальный старт продаж состоялся. У подавляющего большинства дилеров, дилерских центров прибыли первые автомобили, случились даже первые выдачи. Видим счастливых клиентов, довольных клиентов. Старт новой Camry уже состоялся.

Антонов:

- Мы цену можем базовой модели модификации обозначить?

Агафонов:

- Да, конечно, это не секрет. Базовая комплектация стоит 1 млн. 399 тыс. рублей, что даже несколько ниже, чем на предыдущее поколение.

Антонов:

- Радикальные отличия старой и новой Camry?

Агафонов:

- Радикальные отличия – давайте так и зафиксируем. Потому что новое поколение Camry создано с чистого листа, то есть это не рестайлинг, не какое-то небольшое изменение.

Антонов:

- Это перезапуск, получается?

Агафонов:

- Да, это фактически полностью созданный новый автомобиль, новая платформа. Причем эта платформа создана в рамках новой глобальной архитектуры TNGA. Это полностью новый дизайн экстерьера, интерьера, у нас много новых опций, новых комплектаций, которые позволяют автомобилю самостоятельно двигаться по шоссе, считывать знаки. То есть машина действительно полностью новая, и мы очень горды. Самый важный, наверное, автомобиль в линейке и самая важная премьера в этом году…

Антонов:

- Кирилл, к тебе как к автообозревателю. Вот ты изучил технические характеристики, параметры машины, ты посмотрел салон и интерьер. Что скажешь? Это вопрос к автообозревателю «Комсомольской правды».

Бревдо:

- На самом деле я пока что посмотрел машину только на картинках. Я обязательно возьму ее на тест, как только представится возможность. Что касается каких-то визуальных наблюдений, то, на мой взгляд, машина выглядит более спортивно. И, на мой взгляд, это хорошо, потому что это явно такой реверанс в сторону более молодой аудитории. Как мне казалось, Camry, она немножко такая пенсионерская всегда была. Но, несмотря на то, что она очень консервативная внешне, она ездила на самом деле здорово – и плавность хода там хорошая, и салон здорово сделан. А самое главное, что Toyota (и Camry в частности), она славится высочайшей ликвидностью. Я знаю кучу примеров, когда люди покупали Toyota, ездили на ней благополучно несколько лет, потом продавали едва ли не дороже, чем купили.

Антонов:

- У нас в эфире было огромное количество представителей разных модельных линеек, разных автомобильных брендов. Все говорят о повышении действительно покупательской способности в России. Мне интересно, Toyota видит конкурентов, или Toyota до того самодостаточна, что даже не стала, делая перезапуск Toyota Camry, как-то называть ее по-новому, а выпускает снова под старым брендом фактически новую машину, и двигается вперед, не обращая внимания, есть конкурирующие фирмы, нет конкурирующих фирм.

Агафонов:

- Если мы будем говорить конкретно о модели Toyota Camry, то, с одной стороны, конкуренты, конечно, в сегменте есть, и клиент при выборе седана такого размера, естественно, может посмотреть в сторону конкурентов. Другой вопрос, что рыночная доля, сегментная доля конкретно Toyota Camry больше 40%, то есть фактически каждый второй седан такого размера, продаваемый в России, это Toyota Camry. И здесь нам важнее было превзойти себя, сделать лучший автомобиль относительно себя и сделать более интересное ценовое предложение для клиента относительно себя прежде всего. Потому что, являясь лидером сегмента, превосходить нужно уже себя, а не кого-то еще.

Антонов:

- Есть географическая предрасположенность? Мы будем говорить, например, про Дальний Восток, где очень любят японские машины и Toyota в частности. И вы будете именно туда направлять львиную долю своего интереса для покупательских активностей. Или у вас все-таки в планах захват России в целом?

Агафонов:

- Мы равнозначно относимся ко всем регионам РФ, независимо от их географического положения или особенностей региональных рынков. Потому что нам важно, чтобы клиент, который хочет приобрести Toyota и потом ее обслуживать, мог это сделать с наивысшим уровнем качества и сервиса. Поэтом у для нас все клиенты по всей России фактически равны.

Бревдо:

- Понятно, что Camry это потенциальный хит, в силу того, что машина, которая, по сути, выступает в сегменте соло, потому что 40% - это почти половина, и сложно говорить о том, что у конкурентов есть какие-то успехи на этом поприще, в этом сегменте. Меня интересует другое. Сейчас активно развивается сегмент кроссоверов, их с каждым годом становится все больше. Понятно, что Camry на фоне кроссоверов выглядит хорошо, но все равно народ хочет что-то такое высокое, полноприводное. Не обязательно полноприводное, но обязательно кроссовероподобное. Чем Toyota планирует порадовать кроссоверофилов в ближайшее время. Тем более я знаю точно, какая-то небольшая модель у вас появится, я даже знаю какая, но лучше, если вы об этом сами скажете.

Агафонов:

- Да, по поводу кроссоверов тенденция такая действительно на рынке есть. И Toyota на самом деле уже достаточно давно радует своих клиентов моделью Toyota RAV4. Она является по факту самой популярной японской моделью сейчас на рынке, занимает топ, первое место. Но мы не стоим на месте, мы понимаем, что есть среднеразмерные кроссоверы, в которых представлен и хорошо себя чувствует RAV4, но есть и спрос на компактные кроссоверы, чуть более городские, с меньшим фокусом на простор, но с большим фокусом на дизайн, на какое-то самовыражение. Для этого мы на российском рынке в 2018 году планируем вывести новую модель для России, в принципе ее никогда раньше не было - Toyota C-HR. Компактный кроссовер с очень ярким дизайном, с интересными двигателями, с интересными дизайнерскими решениями и очень интересно едущий с точки зрения управления будет в этом году.

Бревдо:

- Это не очень большая машина, сугубо городская. Для молодежи? Какая аудитория этой машины? Может быть, женская аудитория?

Агафонов:

- Если мы говорим о размерах автомобиля, несмотря на то, что считается, что это все-таки компактный, совсем небольшой автомобиль, если посмотреть на его габаритные размеры, он практически равен габаритной длине RAV4 предыдущего поколения, третьего поколения. На самом деле не такой уж он и короткий, компактный, как некоторые из наших других японских конкурентных брендов. С точки зрения аудитории мы рассчитываем прежде всего на молодежь. Потому что машина действительно яркая. Если мы хотим приобрести кроссовер, как уже было сказано, выбор есть на рынке, моделей достаточно много представлено. Но вот таких ярких, заводных, привлекающих внимание моделей по-прежнему не хватает, и мы верим, что Toyota, представляющая C-HR в таком дизайне, найдет своего клиента.

Антонов:

- Мы поговорили про обновленную Toyota Camry, про компактный кроссовер C-HR, но у нас огромное количество слушателей иногда присылают вопросы и называют такие модели Toyota, которые мы не знаем. И Кириллу приходится лезть в интернет.

Бревдо:

- Что-то зауральское такое, очень сильно праворукое обычно. А потом еще начинают уточнять: а вот двигатель 1JZ, масла, что лить, когда менять.

Антонов:

- Одна из популярных марок, которая упоминается в нашем эфире, Toyota Mark II. Здесь возникает вопрос. Про новый маленький кроссовер поговорили, а что-нибудь еще такого, чего не было на рынке, это планируется или нет, или Toyota действительно консервативная для российского потребителя и будет представлять какие-то модели, которые не будут вызывать такого удивления, а: да, мы знаем эту модель, мы уже это видели, мы уже на этом катались?

Бревдо:

- Я бы немного уточнил. Меня в этом разрезе больше всего интересуют те модели Toyota, которые есть в Америке. Потому что вкусы российских покупателей во многом очень совпадают с американской публикой, которая любит большие машины, многолитровые. Я знаю, что в Америке благополучно продается 4Runner очередного поколения и Sequoia, которая у нас, мне кажется, была бы потенциальным хитом – такой огромный внедорожник. Есть ли какие-то идеи по поводу этих машин? Я знаю, что в свое время привезли Highlander, и он стал хитом, после того как его сюда притащили.

Агафонов:

- На самом деле Toyota с точки зрения формирования модельного ряда в России, может быть, действительно несколько консервативна. Но консервативна не относительно моделей, а подхода к тому, чтобы принимать решение. Перед тем как принять решение, привезти такую модель на российский рынок или нет, мы проводим огромное количество исследований. Они достаточно долговременные, мы проверяем, есть ли вспышка интереса или действительно спрос существует, он будет стабилен. Здесь нужно отчетливо понимать, что российский рынок характеризуется относительно и американского, и азиатского, и европейского некой особенностью с точки зрения качества дорог, качества горюче-смазочных материалов. Поэтому любая модель Toyota, которая появляется на российском рынке, требует адаптации. Мы не можем взять просто автомобиль, предназначенный для американского рынка, и начать продавать его в один день здесь. Необходима адаптации подвески, необходима адаптация двигателя, необходимо, в конце концов, применение таких систем, как «ЭРА-ГЛОНАСС», например, которая обязательна для ввоза автомобилей в РФ.

Это в любом случае требует исследований, изучений. Поэтому может показаться, что мы очень долго принимаем решение. На самом деле, если внимательно посмотреть на последние пару лет, новые модели появляются все чаще и чаще. Toyota Fortuner, которую мы представили в прошлом году, это новая модель, которая на российском рынке никогда не была представлена. Мы решили, что она здесь нужна, мы ее привезли. Toyota C-HR, которая на самом деле давно напрашивалась, но всегда была таким вопросом – существует ли спрос, существует ли ниша. Увидели, что ниша появилась, компактные кроссоверы востребованы.

И если возвращаться к вопросу об американских моделях, о 4Runner, Sequoia, у нас постоянно в компании есть пул моделей, которые находятся на рассмотрении, которые мы проверяем с точки зрения перспективы объема, необходимых вложений, для того чтобы этот автомобиль соответствовал российскому законодательству и ожиданию клиентов. Потому что, возвращаясь к климатическим нормам, не все машины оснащаются даже базовыми такими опциями, как подогрев передних сидений, обогрев лобового стекла, зеркал, просто в силу того, что в других климатах не нужны такие опции. Мы это все тщательно изучаем, принимаем решение, можно ли это дооснастить для российского рынка, и потом только выводим, чтобы клиент получал клиент, который соответствует России, а не Америке, Японии или Африке.

Антонов:

- Вот нас сейчас слушают тойотаводы, тойотафилы, тойотаведы, которые готовы объединиться в какие-то группы, зайти на сайт. У вас существует форум, можно ли оставить сообщение, даже не критическое, а с предложением, с вопросом? То есть насколько у вас как у официальных представителей Toyota Motor в России эта связь налажена? Вы действительно общаетесь, отвечаете или у вас стратегия такая: у нас есть концепт, мы двигаемся строго по концепту, в рамках этого концепта спрашивайте, а шаг влево, шаг вправо – это попытка сбежать?

Агафонов:

- У нас самая что ни на есть прямая связь с клиентом. Три-четыре маршрута можно назвать здесь и сейчас. Естественно, на официальном сайте мы не стали разрабатывать никакую форму по принятию заявок на новые модели. У нас есть социальные сети. В прямом контакте мы 24 на 7 с любым регионом, с любым пользователем, который подписан на нашу группу ВКонтакте, в Фейсбуке, в Инстаграме. Мы постоянно получаем комментарии о том, какую бы модель люди хотели видеть. Естественно, это все не уходит куда-то под сукно, мы это забираем в работу. Мы видим, что растет количество запросов по каким-то конкретным моделям. Это все берется в обработку. Это один из каналов – соцсети. Второй канал. Мы не очень сильно это афишируем, но главные инженеры подавляющего большинства автомобилей из России, можно сказать, и не уезжают. У нас постоянная череда сменяющихся здесь главных инженеров ключевых моделей. Они приезжают, проводят встречи с клиентами, с потенциальными клиентами, узнают их мнение об автомобиле. Такой тип интервью с клиентом происходит каждодневно.

Антонов:

- То есть фокус-группы или тест-группы.

Агафонов:

- Фокус-группы, тест-группы, банально выезд главного инженера в дилерский центр, в шоурум без подготовки, вылавливание там находящихся людей и задавание вопросов. Потому что они тоже хотят прямой контакт. Это один из принципов японской культуры, Toyota-культуры – пойди и посмотри сам. Главные инженеры ему следуют как никто. Они всегда готовы поговорить с конечным пользователем, для того чтобы понять, что ожидает клиент от автомобиля. У нас есть командировочные группы японских инженеров, которые постоянно изучают, насколько наше дорожное покрытие, климатические условия и все прочее улучшаются либо ухудшаются, для того чтобы принимать решения по адаптации автомобиля. На самом деле работа ведется прямая, мы в прямом контакте, здесь мы открыты, здесь у нас цель совпадает с клиентом – предоставить лучший автомобиль, чтобы клиент был доволен.

Бревдо:

- Дмитрий, правда ли, что такая работа приводит к тому, что появляются машины в каких-то уникальных спецификациях? В частности, я слышал, что, например, тот же подогрев сидений на Fortuner, машине практически южной, появился именно с подачи российского представительства.

Агафонов:

- Абсолютно точно. Это работа, которой заняты наши специалисты совместно с японскими специалистами. Есть опции, без которых на российском рынке существовать бессмысленно. Поэтому, естественно, перед тем как представить автомобиль, нам пришлось потратить определенное количество времени, чтобы убедить наших японских коллег, что установка вот такой опции на вот таком объеме продаж имеет смысл. Поэтому появился в России Fortuner, поэтому он чуть ли не единственный в мире оснащен подогревом, в том числе сидений, зоны дворников и т.д.

Бревдо:

- Кстати, по поводу Fortuner. Это машина, которая появилась, еще один внедорожник, он появился, по большому счету, в том же сегменте, где есть у Toyota уже другие модели, в частности, Prado. И та и другая машина, они выносливые, очень проходимые. В связи с этим вопрос. Нет ли внутренней конкуренции у этих двух моделей? Ведь они как-то по цене могут пересекаться.

Агафонов:

- На самом деле машины схожи разве что типом конструкции, то есть это равные внедорожники, и габаритными размерами. На самом деле Fortuner все-таки находится, я бы сказал, на полступеньки ниже, чем Prado, в силу того, что автомобиль, во-первых, представлен в более доступной ценовой категории, у него цены начинаются с отметки в 1 млн. 999 тыс., а Prado за эти деньги недоступен. Ну и топовые комплектации отличаются по цене еще более значимо. А во-вторых, по функционалу автомобили чуть более различаются в сторону Prado. Это, скажем так, беспроигрышный вариант, всё в одном – и комфорт в городской эксплуатации, и внедорожные выдающиеся способности, постоянный полный привод, много электронных помощников, комфортный интерьер. Хороший, проверенный, любимый российскими покупателями внедорожник. Fortuner – новая машина, которая построена на одной платформе с Hilux, он для более тяжелых условий эксплуатации. Машина изначально заточена под то, что не то чтобы ее будут убивать, но пользоваться ей будут не в самых идеальных условиях, совсем не идеальных условиях. Поэтому у него другой тип рамы, это Heavy Duty, более прочная, более уверенная. Полный привод у него по типу Part-Time, реализован как раз для обеспечения надежности работы в любых условиях, под любой нагрузкой. Здесь автомобили все-таки концептуально разные. Даже элементарно по гамме двигателей у нас в Prado есть 4-литровый бензин, который является неким флагманом. Для Fortuner такой мотор недоступен. Все-таки разные цели, разные клиенты.

Антонов:

- Чем отличается наш рынок от европейского или американского? У нас очень много вопросов про машины, которым 10-15-17 лет. Да, когда-то автомобиль был роскошью, а не средством передвижения. Сейчас это в большей степени средство передвижения, но российский автомобилист по-прежнему остается рачительным, бережливым и экономным и, покупая автомобиль, он рассчитывает, что он прослужит лет 20-25 как минимум. При этом многие слушатели говорят о том, что раньше была техника – не убьешь, не сломаешь, а сейчас делают специально так, чтобы гарантия прошла и ее тут же надо продавать. Toyota вот эту особенность российского рынка каким-то образом учитывает или нет?

Агафонов:

- Я бы не сказал, что это какая-то особенность исключительно российского рынка. Toyota – глобальная компания, представленная на огромном количестве рынков, и если мы возьмем определенные азиатские регионы, они также машины используют достаточно долго. Мы не можем говорить сейчас о Японии, которая законодательно заставляет заменить автомобиль, по большому счету, через какое-то время. Есть азиатские регионы, которые требуют надежный автомобиль. Есть Африка. Есть очень много регионов, где автомобиль это покупка один раз в жизни, это такое событие. Естественно, не хочется купить автомобиль, который разочарует своими поломками или невыполнением каких-то основных своих функций. Поэтому один из основополагающих принципов работы Toyota не только для России, но и на глобальном уровне это предоставление максимально качественного, надежного автомобиля. Это в принципе заложено изначально основателем компании, и Toyota Production System как таковая построена для того, чтобы избежать ошибок при производстве, чтобы при проектировке закладывать определенный уровень надежности и ремонтопригодности, который с запасом удовлетворял бы клиента.

Российский рынок, наверное, потому и ценит Toyota, потому что здесь сошлись желаемое и предлагаемое со стороны бренда. Мы по-прежнему настаиваем на том, что Toyota ставит прежде всего качество автомобилей и надежность, при этом не идя на компромисс. Особенно это заметно с новыми моделями на архитектуре TNGA с точки зрения управления, удовольствия от управления, скоростных характеристик, оснащения, качества отделочных материалов, дизайна. Можно говорить долго о том, что меняется в автомобилях, но что остается, это надежность.

Антонов:

- На радио «Комсомольская правда» существует программа, она называется «Дежавю». Это программа из серии: вот, я помню, в наше время и снег был белее, и деревья выше, и мороженое вкуснее. Конечно, в этой программе мы в том числе говорим про машины. В частности, одна из последних программа была посвящена дню рождения ВАЗ-2101. Мы вспоминали легендарные «копейки» и вообще первые автомобили. И очень многие говорили, как эти автомобили чинили собственными руками, что в субботние и воскресные дни люди выходили, из-под многих машин торчали ноги… Гаражи и прочие радости ремонта собственными руками. В этом разговоре было упомянуто, что выросло поколение людей, которым и не нужно разбираться в автомобильной технике. Сломалось что-то – позвонил в сервис, тебе очень быстро это сделают. Нет уже такого, когда что-то сломалось, и ты ждешь деталь полгода, когда она прибудет из-за рубежа, и машина у тебя простаивает. Тем не менее, когда мы говорим про покупку Toyota… Не бывает так, чтобы ничего не ломалось. Вот сломалось что-то. Насколько быстро техническое обслуживание, гарантийное обслуживание, насколько это развито по территории всей России?

Агафонов:

- У нас на данный момент насчитывается 113 дилерских центров по всей России. Все ключевые города, территориально мы представлены с нашим официальным дилерским центром либо партнером, который предлагает и продажу, и обслуживание автомобилей. Наша задача – обеспечить одинаково высокий уровень качества обслуживания, независимо от региона, независимо от стоимости автомобиля, независимо от возраста автомобиля, который попадает в дилерский центр. Здесь я с вами соглашусь, что российский клиент отличается от остальных высокой технической грамотностью.

Антонов:

- Что узко – растянем, что велико – отрежем, что от электричества – включим через трансформатор.

Агафонов:

- Можно и так сказать. Те самые «ремонтные выходные» не прошли даром. И тем самым мастерам-приемщикам, которые работают в наших дилерских центрах, всегда есть, что обсудить с клиентом, который приезжает, зная, что нужно сделать. Действительно, есть новое поколение людей, которые либо не имеют, либо не хотят обслуживать свой автомобиль. Это выбор человека, почему нет, почему он не должен пользоваться хорошим, качественным сервисом, на котором мы настаиваем.

Антонов:

- Человек-гуманитарий, не может он собственными руками что-то сделать, не заточен он под это. У него не возникнет проблем с починкой машины?

Бревдо:

- Если он сам чинить не будет, то, скорее всего, не возникнет. Мне кажется, Toyota (в числе прочих) как раз и приучила к тому, чтобы не ковыряться с машиной в гараже. Потому что «Жигули» постоянно ломались, их нужно было делать. Если бы это были Toyota, я думаю, никто бы по гаражам не сидел, и не было бы у нас такой технически продвинутой публики, которая есть сейчас.

Антонов:

- Развитие дилерских центров. 113 на данный момент, и наверняка есть бизнес-план на ближайшие несколько лет.

Агафонов:

- Да, конечно. Toyota – компания, заинтересованная в том, чтобы быть к клиенту как можно ближе. Естественно, в силу географии страны мы периодически видим, что до ближайшего дилера может быть 100-200 километров. Это не очень удобно с точки зрения обслуживания. Поэтому мы постоянно расширяем, пересматриваем дилерскую сеть, для того чтобы быть ближе к клиенту. Иногда мы сокращаем количество дилеров, отказываемся от услуг каких-то дилеров. Возвращаясь к вашему вопросу. Обслужат ли клиента хорошо – это главное правило, которое мы ставим перед нашим дилером. И если дилерский центр не готов предоставить такие услуги, мы прекращаем действие дилерского договора, потому что мы ориентированы на клиента прежде всего. Сейчас у нас происходит очередная итерация в Сибири (регион Красноярск), где мы пересматриваем свои дилерские отношения в этом регионе, ориентируясь на клиента. Поэтому дилерская сеть постоянно в движения с точки зрения количества, географии. Нацелена она на качество предоставляемых услуг.

Бревдо:

- По поводу дилерской сети действительно много вопросов. Вы уже упоминали тему Красноярска. Я хотел уточнить, что там такого произошло, неужели были какие-то проблемы? Потому что, мне кажется, там достаточно сильно разрежены дилеры, насколько я себе представляю Сибирь. То есть там дилер, мне кажется, должен быть на вес золота.

Агафонов:

- Да, здесь мы сталкиваемся с двумя сторонами интереса. С одной стороны, нам необходимо, чтобы дилер был максимально близко к клиенту, клиент мог быть на расстоянии удобной доступности для обслуживания и покупки автомобиля. С другой стороны, клиент, посещая дилера, должен получать высокий уровень услуг, качества услуг, высокие стандарты Toyota должны быть соблюдены. Иногда, как в случае с Красноярским регионом, мы видим, что качество услуг не удовлетворяет нашим требованиям. Мы готовы идти навстречу определенное время, разрабатывать специальные планы, но иногда приходится принимать решение, когда для клиента будет лучше, если дилерская сеть преобразуется и появится некий другой дилер в том же самом регионе, нежели тот, который не удовлетворяет нашим высоким требованиям.

Бревдо:

- А есть какой-то высокий спрос на то, чтобы получить дилерство Toyota?

Агафонов:

- У нас есть алгоритм, процедура утверждения получения анкет от кандидатов на вступление в дилерскую сеть на получение статуса либо партнера, либо официального дилера. Я не могу его охарактеризовать как безумный спрос, очередь, еще как-то. Это некая планомерная работа по подбору, по поиску, по утверждению кандидатов, исходя из принципов так, чтобы клиенту было максимально комфортно, а мы знали, что этот регион стабилен, автомобили продаются в необходимом объеме, спрос удовлетворяется. На самом деле ……. так называемый, который очень часто звучит как-то иносказательно в Toyota воспринимают буквально. Если клиент не улыбается, значит, нужно что-то делать.

Антонов:

- Дмитрий, а как обнаружилось, что в Красноярске такая неудовлетворенность дилерскими центрами, а самое главное, какой регион будет следующим? Это секрет или вы готовы раскрыть, какой регион вы дальше будете проверять?

Агафонов:

- С точки зрения того, как происходит работа сейчас, это не какой-то тайный покупатель, который неожиданно вскрыл неудовлетворенность. Или не набирание определенного количества жалоб, или необращение внимания. У нас на ежедневной, ежемесячной, ежегодной основе существует отчетность по ряду показателей. Они включают в себя как финансовые показатели, показатели объема продаж, показатели объема удовлетворенных клиентов, показатели объема сервиса. То есть целый ряд показателей, которые мы контролируем на постоянной основе. Все дилеры, так или иначе, находятся в разных категориях. Потому что есть категория абсолютных отличников, показатели которых зашкаливают…

Антонов:

- Передовики производства.

Бревдо:

- Продавец месяца.

Агафонов:

- Если угодно. Есть дилеры, которые находятся в основной массе. Есть отстающие. И по ним мы всегда ведем дополнительный мониторинг, максимально тщательно отслеживаем ситуацию. Всегда идем навстречу, для того чтобы наш партнер, наш дилер мог решить проблемы, которые у него возникают. Когда проблема не решена, мы принимаем решение в связи с действующими процедурами, например, приостановки дилерского соглашения, о прекращении дилерских отношений. Нет вопроса, кто следующий, нет в принципе постановки вопроса, кто следующий. Если дилерский центр работает так, что к нему нет вопросов, он не может быть следующим.

Бревдо:

- Мы сейчас много говорили про дилеров, но я все равно хотел бы вернуться к машинам, которые мы все так любим. Совсем недавно на мотор-шоу в Нью-Йорке Toyota показала новое, доселе невиданное поколение своего бестселлера RAV4. Машина получила необычный дизайн. Он интересный, но в то же время он сильно отличается от того, что из себя представлял RAV4 раньше. На мой взгляд, машина получилась более брутальная. Мне интересно, как публика восприняла эту премьеру, оценили они новую внешность машины?

Агафонов:

- Новый RAV4, который представлен на Нью-Йоркском автосалоне, получил очень позитивный отклик клиента. Мы и через соцсети видим, и через обращения в дилерскую сеть, что клиентам очень понравилась смена дизайнерской концепции. На самом деле RAV4 в этом смысле, наверное, наименее консервативная модель. Toyota в принципе глобальна, каждое поколение происходит достаточно серьезное изменение внешнего вида. Если вы помните, на третьем поколении это был такой высокий джипчик с запасным колесом на пятой двери. Четвертое поколение – это более вытянутый, такой динамичный, стремительный автомобиль. Пятое поколение – форма кузова такая же, но при этом гораздо агрессивнее, брутальнее и как-то более внедорожность прослеживается в дизайне, такая маскулинность, брутальность, если угодно. Мы очень рады видеть такую реакцию клиентов на дизайн автомобиля. Мы, честно говоря, скрестив пальцы, ждали, и очень хотелось нам понять, как воспримут такую очередную перемену клиенты. Пока все очень здорово.

Бревдо:

- Лично я могу сказать, мне машина понравилась. Я общался с разными коллегами, а коллеги знают, как должна выглядеть машина, какая машина интересная, какая неинтересная, в общем, люди искушенные. И все говорят, что новая RAV4 – огонь, скорее бы в Россию. Кстати, она же появится в России?

Агафонов:

- Да, в России появится. Мы планируем, что она появится в 2019 году. Я бы даже уточнил, скорее вторая половина 19-го года. Мы несколько отстаем от глобальной премьеры, которая будет в начале 19-го года. Связано это с тем, что производство у нас локальное и, как я уже говорил, требуется определенное время, с одной стороны, на переналадку завода, а с другой стороны, адаптация автомобиля для российского рынка потребует также времени. Нам нужно изучить, какие подогревы, какие модернизации подвески, двигателя и всего остального потребуется. Поэтому давайте ориентироваться на вторую половину 19-го года.

Бревдо:

- То есть это будет, как и Camry, машина сразу российского производства, сделанная в Питере?

Агафонов:

- Да, абсолютно точно.

Антонов:

- Дмитрий, здесь возникает вопрос, есть ли в планах, в перспективах на ближайшую пятилетку, десятилетку строительство нового завода, например, еще одного?

Бревдо:

- Или, может быть, наращивание мощностей.

Антонов:

- Наращивание мощностей, прирост новых зданий к тому заводу, который уже существует.

Агафонов:

- Я бы, наверное, не говорил о каких-то планах далеко идущих. Потому что мы прежде всего зависим от объема рынка, интереса клиента, от спроса на автомобили. Буквально в прошлом году мы уже увеличили мощности завода практически вдвое с представлением RAV4 локальной сборки, который потребовал увеличения мощности с 30 тысяч ежегодно до 60, а плановая мощность еще выше. Поэтому новый завод, расширение мощностей, все это зависит от спроса, от рынка, от его самочувствия. Мы будем готовы оперативно реагировать, если вдруг увидим, что требуется больше машин, больше Toyota российскому покупателю.

Бревдо:

- Нам в «Дави на газ» часто звонят слушатели и спрашивают, дескать, российское производство хуже, чем японское?

Антонов:

- Сколько японского в российском производстве?

Бревдо:

- И вообще это японские машины или российские? Я каждый раз говорю, что у Toyota есть система контроля качества и, по идее, машины не должны отличаться.

Антонов:

- Но тут же находится какой-нибудь слушатель, который говорит: одно дело, когда лет 20 назад мне из Японии прислали, она там уже лет 20 пробегала, а потом еще у меня бегала… И так далее, начинаются какие-то сравнительные характеристики. Есть ответ на этот вопрос – в чем разница, и есть ли разница?

Агафонов:

- Ответ на этот вопрос есть. Как я говорил, Toyota – глобальная компания, и она ставит перед собой задачу обеспечения уровня качества одинаково хорошего, высокого на всей территории мира, если угодно. Поэтому здесь нет никакой гибкости с точки зрения того, что в одной стране мы будем смотреть и производить чуть проще, спустя рукава или еще как-то, использовать некачественные компоненты. Такое в принципе невозможно. По философии компании Toyota, по Toyota Production System, по тому, как строятся заводы, по тому, как регулируется их работа. Я могу долго на эту тему рассуждать, это такая популярная тема для рассуждения. Могу сказать следующее. Мы Camry производим на питерском заводе уже 10 лет. Машины по-прежнему в строю, по-прежнему используются, проходят огромные сложные ресурсные тесты коллег-журналистов, которые доказывают, что машины с пробегом 150-250-350 тысяч километров российской сборки не испытывают никаких проблем. Я уже не говорю про машины, которые были в такси или сменили десяток владельцев с пробегами за 500. Все это существует, все это у нас на руках, все факты, все доказательства. Помимо того, что мы знаем статистику гарантийных обращений по заводу Санкт-Петербурга и глобальному, и нам есть чем гордиться. Здесь я могу с уверенностью сказать, питерский завод один из лучших в мире.

Антонов:

- И в России.

Агафонов:

- В России… Мы не можем оценивать сторонние бренды.

Антонов:

- Существует ли гендерная политика? Сейчас увидеть девушку за рулем Prado или RAV4 не такая уж и редкость. Есть четкая градация: вот это женская машина, а это мужская машина? Или Toyota никакого гендерного разделения не проводит в своих моделях?

Агафонов:

- Здесь рынок все расставит по своим местам. Нет смысла ни бренду, ни автопроизводителю говорить о том, что это машина исконно мужская или истинно женская, она ориентирована исключительно на этого клиента, а все остальные не подходите. Если автомобиль обладает определенной ценностью, определенными характеристиками, которые подходят мужчине или подходят женщине, спрос сам отрегулирует, и мы видим женщин на Land Cruiser, и людей старшего возраста на C-HR, которых привлечет яркий дизайн. Здесь всё от рынка, и Toyota всегда в России ориентировалась на спрос прежде всего и на ожидания клиентов, на изучение их, а не на то, чтобы диктовать рынку, что ему покупать.

Антонов:

- Дмитрий, конечно, сейчас будут спрашивать оптимальное время для покупки автомобиля Toyota, будут ли скидки, может быть, вы что-то приготовили – летние скидки, новогодние и т.д. Есть ли какая-то бонусная программа, скидочная программа? Даже если вы сейчас о ней не знаете, то где о ней можно узнать, если это вдруг появится? Надо подписаться на ваши группы, заходить на ваш сайт, как регулярно это нужно проверять?

Агафонов:

- Правила по предоставлению скидок нет. Мы всегда гибко реагируем на спрос, на предложение, и на все модели, так или иначе, мы готовы предложить какую-то интересную цену, интересный Trade In обмен. Самые актуальные предложения, естественно, на сайте Toyota.ru. Самые интересные из них мы максимально делаем визуально заметными. Поэтому если возникла необходимость, непреодолимое желание купить автомобиль, и вы находитесь на этапе выбора, нужно не лениться, во-первых, смотреть официальный сайт производителя, то есть Toyota.ru, и не лениться обращаться в дилерские центры. Потому что есть национальная программа, есть дилерские программы по лояльности и по предоставлению скидок. Поэтому каждому клиенту найдется какое-то индивидуальное предложение – был бы спрос.