Премия Рунета-2020
Камчатка
+3°
Boom metrics

«Предстоящая смена власти в Калмыкии: причины отставки президента».

«Только у нас».

Владимир Ворсобин:

- У нас в студии Президент Калмыкии Кирсан Николаевич Илюмжинов. Кирсан Николаевич заявил, что не собирается баллотироваться на пятый срок в президенты Калмыкии. Можно пояснить, почему?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- 24 октября истекает срок моих полномочий. 5 лет назад я был утвержден народным хуралом (парламентом) Республики Калмыкия. В связи с тем, что отработал уже 17,5 лет, и Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев порекомендовал губернаторам больше двух сроков не оставаться на своих местах. Я решил поддержать и Президента РФ, и пожелания партии «Единая Россия», проанализировав ситуацию, счел нужным сделать заявление несколько дней назад, что 24 октября я передаю полномочия следующему утвержденному главе Республики Калмыкия.

Владимир Ворсобин:

- Кирсан Николаевич, вы один из долгожителей. 18 лет – это большой срок. По-моему, вы стали рекордсменом. За последний год, когда ушли в отставку такие тяжеловесы, как Рахимов, президент Татарстана, они выходили все-таки как-то сложно. Ходило достаточно много слухов, комментариев, что они не хотят уходить, как-то оттягивают этот момент. Вы ушли спокойно, многим показалось, даже смиренно. Почему так получилось?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я буддист, я тихо-спокойно пришел, и всегда надо вовремя тихо-спокойно уйти. Я считаю, что ничто не вечно под луной, все течет, все изменяется. Самое главное, оценить ситуацию в республике, в регионе, на федеральном уровне. Я посидел, подумал, посмотрел на звезды.

Инна Поцелуева:

- Вы буддист, но вы политик при этом, и вы серьезный политик.

Владимир Ворсобин:

- Когда вы посмотрели на звезды? Это было неделю назад?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я все время смотрю. Я политиком никогда не был, не являюсь и никогда не буду. Можно сказать, я занимался политикой, потому что нравилось, хотелось что-то сделать, чего-то достичь. Но политиком я себя никогда не считал, поэтому и решение, может быть, и не политическое, а, как вы сказали, может быть, смиренное, буддистское, православное.

Владимир Ворсобин:

- Вы даже не оставили преемников, не порекомендовали, не попросили «Единую Россию» включить в список, который ляжет на стол Медведеву, ни одного своего человека. Почему это произошло? Действительно ли среди тех четверых, которые сегодня анонсированы, нет вашего человека?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я уже заявлял, что власть же не наследственная, у нас вертикаль власти. Есть правящая партия – «Единая Россия», рядовым членом которой я являюсь. Я даже не член центрального комитета, политбюро. Поэтому я сказал, что Республика Калмыкия и я, как в настоящее время действующий глава республики, мы примем решение партии, которое будет рекомендовано Президенту РФ, затем рассмотрено на Народном Хурале. Поэтому я никого не предлагал из своей номенклатуры. Но я сказал, что та команда, которая работала, действующие депутаты Народного Хурала, члены правительства, вице-премьеры, они все достойны и могут спокойно возглавить и руководить республикой.

Инна Поцелуева:

- Никому из четверых вы больше или меньше не симпатизируете?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я только сейчас узнал из прессы. Я не участвовал ни в консультациях, нигде. Из Интернета узнал, кого «Единая Россия» порекомендовала на пост руководителя Республики Калмыкия.

Владимир Ворсобин:

- Там ваш заместитель, если не ошибаюсь, глава Хурала и двое пришлых?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Нет, все они из Республики Калмыкия, все работали когда-то вместе со мной, были депутатами, являются руководителями. Достойные кандидаты. Но это уже Президент РФ, депутаты Народного Хурала, парламента Республики Калмыкия определят, кто будет руководить республикой.

Владимир Ворсобин:

- Этот порядок назначения губернаторов вас полностью устраивает, когда это решает партия? Такое ощущение некого закулисья, когда выбирают четыре персонажа. Я посмотрел. Видимо, в Калмыкии они известны, но никто из них не сопоставим по популярности вам. Это мало кому понятные фамилии, если смотреть из Москвы. Как вы относитесь к выборности губернаторов? Может быть, мы к этому когда-нибудь придем? Или тот порядок вещей, который есть, вас полностью устраивает?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я за свою 20-летнюю политическую карьеру 14 раз участвовал в выборах, 3 раза всенародным голосованием избирался на прямых выборах президентом Республики Калмыкия. Да, когда выборы, есть возможность на протяжении какого-то периода времени и избирателям ознакомиться, и кандидату на пост президента или губернатора постараться доказать свою программу и доказать свою дееспособность. В последнее время неожиданно фигуры возникают не только для простого обывателя, но и для действующего руководителя, для меня как для президента. В прессе вчера читал: 7, 9 кандидатур, о некоторых я вообще в первый раз слышал. Думал: как эти кандидаты будут рассматриваться серьезно. Потому что у «Единой России» времени-то нет, ну 5-10 минут они посмотрят анкетные данные, что за человек. Но невозможно же изучить. А на выборах-то можно целый месяц изучать его с ног до головы, развернуть влево, вправо, сверху, снизу посмотреть.

Инна Поцелуева:

- Получается, выборы – это более открытый момент.

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я думаю, та система, которая сейчас есть, наиболее соответствует. Потому что она не просто так родилась в нашей системе. Та общественно-политическая и экономическая ситуация, которая была 10 лет назад в нашей стране, наверное, и подвигла руководство страны, наших законодателей принять эту систему, которая действует сейчас. Мне кажется, она сбоев не дает. По крайней мере, в Республике Калмыкия в 2005 году я тоже так же был назначен Президентом РФ, в то время Владимиром Владимировичем Путиным. Моя кандидатура была предложена в парламент республики, где я рассказал свою программу и был утвержден. Я тоже прошел по этой процедуре. Поэтому сейчас как-то критиковать или одобрять я не могу. По крайней мере, она работала, и как действующий глава Республики Калмыкия хочу сказать, что на примере Республики Калмыкия эта вертикаль власти сработала.

Инна Поцелуева:

- Кирсан Николаевич, за такое долгое время у вас появилась сложившаяся команда. Короля играет свита. Вы уходите, команда остается. Не жалко будет терять людей, с которыми столько лет рука об руку? Это же такой сплоченный организм уже.

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Правильный ваш вопрос, если бы он относился к политику. Действительно, уходит президент, уходит команда. Но я все время себя считал не политиком, не президентом, а человеком, который занимается делом, которым суждено было заниматься. Как на звезды посмотрел, мне нравилось, как бы и хобби, и жизнь, и работа моя была. Я считал все время и считаю сейчас, что моя команда то республика, жители республики, как это ни высокопарно звучит, но это действительно многонациональный народ Республики Калмыкия, который всегда поддерживал меня. Может быть, где-то были ошибки, неправильно что-то делали. Но команда, именно жители всегда вовремя советовали и подсказывали. И никуда я от своей команды не денусь, и команда, наверное, от меня не денется, потому что я никуда не собираюсь уезжать, переезжать. Я как жил, так и остаюсь в Республике Калмыкия.

Инна Поцелуева:

- Народные отзывы от команды уже слышали? Люди в Калмыкии ведь как-то отреагировали: как, куда, на кого же ты нас?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Я третий день, как объявил. Народ в шоке. Мама позвонила. Я в Москве в это время находился.

Инна Поцелуева:

- Для мамы это был сюрприз?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Из дома звонят, говорят, там люди идут, спрашивают: на кого он оставляет? Некоторые плачут, может быть, кто-то и радуется: наконец-то Кирсана свалили или еще что-то. Другие приходят: что мы сейчас будем делать? Это вполне естественно.

Владимир Ворсобин:

- То есть вы приняли это решение, находясь в Москве?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Да нет, еще на дне рождения. Когда день рождения подходит, думаешь: определенный этап подошел. Тем более этот год мой. Я родился в Год Тигра. 12-летний цикл заканчивается, Год Тигра уходит. Обычно через 12 лет у человека меняется и кровь, и клетки, и каждые 12 лет нужно Всевышнего поблагодарить за то, что он на 12 лет дал тебе жизнь, и попросить жизнь на следующие 12 лет. Каждый 12-летний цикл отсчитывает, и нужно какие-то решения принимать. И когда у меня день рождения был 5 апреля, началась предвыборная кампания ФИДЕ, я все время за границей был. Все идет как-то по этапам. Как говорят, цыплят по осени считают. Вот осенью я и сделал заявление.

Владимир Ворсобин:

- Возвращаясь к команде. Есть разные методы у Кремля ставить новых глав регионов: искать кого-то местного или из варягов. В условиях Калмыкии, где элита достаточно сформирована, какой из вариантов был бы эффективен, как вы думаете?

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Чтобы продолжать те реформы, преобразования, экономические проекты, которые происходят на территории, конечно, нужен человек, который знаком с республикой, который варился в этой каше, чтобы он несколько лет не смотрел не стороны, не смотрел в курс дела. Чтобы процесс не прерывался, конечно, вполне разумно, если придет человек именно из республиканской команды, который не отрывался от республики, жил, работал, знает. Это эффективно и для экономики, и для субъекта Федерации, и в целом для страны.

Владимир Ворсобин:

- А в этом нет минусов? Все-таки и глаз замылился, и связей слишком много для того, чтобы быть свободным в своих решениях

Кирсан Николаевич Илюмжинов:

- Но он же не работал на этой должности. Да, у него, может быть, глаз замылился на определенной какой-то работе, но его выдергиваешь с той работы, где он был. Руководитель республики это уже не только экономическая должность, но и политическая. Потому что он отвечает за общественно-политическую составляющую. Это уже совсем другая работа. А если он все время находился в этой среде, ему легче будет адаптироваться и принимать правильные решения.

(ЭФИР ЦЕЛИКОМ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОСЛУШАТЬ С ПОМОЩЬЮ НАШЕГО ПЛЕЕРА ИЛИ СКАЧАТЬ ВСЮ ПРОГРАММУ)